Поводом для написания этой статьи стал небольшой конфликт в одной из школ Краматорска. Впрочем, его и конфликтом можно назвать с большой натяжкой – так, непонимание между учителем и учениками, не более того. Но речь идет о таком тонком предмете, как христианская этика.
В пятом классе во время изучения Заповедей Божиих дети спросили у учителя: «Что такое прелюбодеяние?». На что был дан ответ: «Спросите у своих родителей!».
«Откуда появился Бог?» - спрашивали дети. «Спросите у него!» - отвечала учитель. И далее в том же духе…
Итогом таких «уроков» стали отказы родителей от изучения предмета. Жаль, предмет-то хороший, нужный, причем не только детям, но и нам, взрослым. Изучали бы мы его в своем школьном детстве, глядишь, и не наворотили бы столько зла и бед…
«Мы не навязываем свою точку зрения»
Анна Иванова преподает в школе № 22 христианскую этику. В конце октября Анна Викторовна возила своих учеников на экскурсию в Святогорскую Лавру. Впечатлениями от этой поездки она и поделилась с нашей газетой. К рассказу прилагались и красивые фотографии. «Будет подходящий повод, обязательно опубликуем», - подумали тогда мы, не подозревая, что повод уже стоял у порога.
В конце октября дети и учителя краматорских школ побывали в Святогорской Лавре. Экскурсию провел иеромонах Модест, в прошлом - учитель информатики краматорской ОШ № 23
Ну почему так? Один учитель собирает детишек и отправляется с ними в неблизкий путь, чтобы дать воспитанникам всей душой прочувствовать то, чему учит нас вера, а другой…
«Прежде всего, хочу сказать родителям большое спасибо за их неравнодушие к собственным детям. Увы, жизнь сейчас такая, что большинству из нас не до разговоров по душам с ребенком. «Уроки сделал?», «Ты поел?» - вот нехитрый ежедневный опрос, который мы «обрушиваем» на голову любимого чада, вернувшись с работы, - говорит Иванова. – Что уж тут говорить о таких глобальных вопросах, как «что такое счастье?» или «что главное в жизни?».
На уроках христианской этики у Анны Викторовны скучно не бывает, ведь главный принцип ее преподавания – не навязывай свою точку зрения, а лишь указывай путь. «Предмет этот очень тонкий, - говорит она. – И нас надо учить учительствовать…»
Результат не заставляет себя долго ждать. В прошлом году в канун Дня святого Николая учитель стал объяснять своим пятиклашкам, что все свои добрые дела Николай делал тайно, не афишируя. Все вместе решили сшить тряпичные сапожки, в каждый вложить по большой шоколадной конфете и ненавязчиво разбросать по школе – кто найдет, тому и подарок. Каково же было удивление учителя, когда в каждом сапожке оказалась маленькая записочка: «ученики 5-В класса». «Оказывается, делать добро просто так тяжело, неинтересно», - смеется Анна Викторовна.
Как создали Адама?
Как-то, прямо на уроке христианской этики Анна Иванова предложила детям нарисовать… совесть. Один мальчик нарисовал белку. На вопрос: «Почему белка?» он ответил, что белка то спит, то грызет. «У меня в душе тоже иногда так бывает», - бесхитростно сказал мальчик.
Вообще, очень интересно на уроках послушать вопросы, которые детвора задает своему учителю: «Почему Бог так создал, что я злюсь?», «Как слепили Адама?». Иногда отвечать на подобные вопросы в школу приглашают священника. Вот недавно в школе проходила неделя семьи, и на одном из уроков священник объяснял детям заповедь: «почитай отца своего и мать свою».
Закончился урок, и один из учеников, выходя из класса, нецензурно выразился в адрес своего одноклассника. Батюшка услышал и стал терпеливо и доходчиво объяснять, что вокруг тех, кто матерно ругается, собирается всякая нечисть, а ангел-хранитель плачет и уходит, оставляя без защиты человека. «Буквально на следующий день я услышала, как один пятиклассник объяснял другому, почему нельзя ругаться матом», - говорит Анна Викторовна.
Плохих оценок на уроках христианской этики не бывает. Если что, их будет ставить жизнь.
«Вся наша история - вокруг христианской веры»
Протоиерей Сергий Капитоненко из Свято-Троицкого собора Краматорска - частый гость в школах города. Общаться с ним - истинное удовольствие: такой от него исходит покой, мудрость и доброта. Несмотря на свою молодость, у него уже пятеро детишек: младшей дочери – годик, старшей – двенадцать лет.
Протоиерей Сергий Капитоненко: "Если мы не знаем Заповедей Библии, наша культура будет нам непонятна"
«Предмет "Библейская история и христианская этика" начали преподавать в школах Краматорска года четыре назад. Хотя, если копнуть глубже, всё началось в начале 1990-х годов с самых религиозных областей страны — Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской. Местные власти, идя навстречу пожеланиям родителей, решили ввести факультатив "Основы христианской морали". Из-за отсутствия подготовленных учителей сначала курс читали священники.
Уже потом, в 2005 году, было распоряжение президента ввести в украинских школах факультативный курс христианской этики. Хочу подчеркнуть, что это предмет исключительно культурологический. Наша задача - дать ребенку информацию. Вся наша история – вокруг христианской веры. Если мы не знаем Заповедей Библии, наша культура будет нам непонятна… Я не разберусь в культуре Индии, если не буду знать индуизма.
Да, действительно, в Украине церковь отделена от государства, а школа от церкви. Это закон нашего государства, и никто не собирается его нарушать. Поэтому предложенный школьный курс «христианская этика» является факультативным, и предполагается, что дети будут посещать его с согласия родителей.
У нас сейчас главный вопрос: «Кто преподает?». Я в школе не преподаю, учителей не контролирую. Мы заключили договор между Горловской епархией Украинской Православной Церкви и городским управлением образования о совместной работе. Священники встречаются с преподавателями, общаются, но учителя к нам ходят по своему желанию. И в этом тоже серьезная проблема.
Уверен, что священник должен принимать участие хотя бы в аттестации или аккредитации такого учителя. Ведь если ребенок получит негативный опыт приобщения к религии, то это может иметь плохие последствия».
«Чтобы читать Достоевского, надо иметь Христа в душе»
Отец Сергий в этом уверен. «Меня иногда приглашают выступить на уроках преподаватели русского языка и литературы, - говорит священник. – К примеру, объяснить суть такого произведения, как «Преступление и наказание». Достоевский был очень верующим человеком. «Господи! Что за книга это Свящённое Писание, какое чудо и какая сила, данные в ней человеку! И сколько тайн разрешённых и откровенных», - восклицал он.
Не зная Библии, роман понять очень сложно. «Не убий!»... Эту заповедь Раскольников преступил и, как по Библии, должен пройти от мрака к свету, из ада путем очищения достигнуть рая. На этой идее построено все произведение.
Крест, который снял с убитой им Елизаветы Раскольников; Библия, которая лежит у него под подушкой; притчи, сопровождающие героя в его пути, дающие поддержку; люди-христиане, с которыми столкнула жизнь героя, — неоценимая помощь на тернистом пути познания.
Так что такой предмет, как христианская этика, очень нужен. Наше знание – это кирпичики, из которых мы можем построить или тюрьму, или больницу. Этот предмет помогает привить добро, а не зло. Призывает к любви и милости. А я открыт для общения, консультации и помощи».
справка "ВП"
В Германии и Австрии изучение религии - обязательный предмет
Религиозное учение преподается везде. Так, в государственных школах АВСТРИИ христианская этика является обязательным предметом.
В ГЕРМАНИИ религиозные занятия являются обязательными в государственных школах. Дети мусульманских иммигрантов посещают занятия по религии и культуре ислама, которые проводятся на турецком языке или фарси.
Интересно организовано религиозное образование в ДАНИИ. Там с первого по десятый класс ученики изучают основы христианских знаний, этот предмет является обязательным. На основе Библии учащиеся знакомятся с культурными ценностями страны. А старшеклассники изучают основы всех мировых религий.
В ИТАЛИИ уроки религиозного воспитания проводят в государственных и частных детских садах и начальной школе — два часа в неделю, и только один час в неделю посвящен этой проблеме в старшей школе.
В странах ЕВРОСОЮЗА, например в Польше, Чехии, Эстонии, эти проблемы тоже решены толерантно и разумно. Так, в польских средних школах религиозные занятия введены с 1992 года.
комментарий
Христианскую этику изучают в шести школах Краматорска
Как рассказала главный методист Управления образования Краматорска Вита Прошкина, изучение предмета "Библейская история и христианская этика" по инициативе родителей организовано в шести школах Краматорска: № 2, 4, 6, 19, 32 и 54. Предмет является факультативным: чтобы начать обучение, нужно написать заявление на имя директора школы.
по святым местам
"Школа духовности" для учителей из Краматорска прошла в Святогорске
Стало доброй традицией городского методического объединения учителей курсов духовно-нравственного направления г. Краматорска в дни школьных каникул посещать святые места родного края. 29 октября педагоги курса духовно-нравственного направления Краматорска приняли участие в выездном семинарском занятии «Школы духовности» в Свято-Успенской Святогорской Лавре, которое провел протоиерей Сергий Капитоненко из Свято-Троицкого собора Краматорска.
Участники семинара побывали на Божественной литургии, имели возможность прикоснуться к святыням Лавры, посетить пещеры и пещерные храмы. По особому благословению владыки Свято-Успенской Святогорской Лавры архиепископа Арсения (Яковенко) побывали в Всехсвятском скиту.
Алла Слабоусова