Кременчуг: бездомные животные под присмотром
Кременчуг расположен на берегах Днепра в Полтавской области.
Он очень похож на Краматорск – широкие улицы, типовая застройка, «шанхайский» разнобой встроенных магазинчиков и кафе. Как и Краматорск, он зависит от местной промышленности, которая, впрочем, более разнопланова. Кроме машиностроительных предприятий, здесь есть и нефтеперерабатывающие, и крупные объекты пищевой промышленности, в частности фабрика «Рошен», табачная фабрика и Кременчугский мясокомбинат.
Сегодня рядовых кременчужан больше всего беспокоит безработица и подорожание: недавно прошли масштабные сокращения на сталелитейном и вагоностроительном заводах. В связи с войной там стало значительно меньше российских заказов, а переориентировать производство на внутренний и западный рынок пока не удается.
О войне говорят намного реже, чем о ценах. Она города почти не коснулась, хотя здесь зарегистрировано 2,5 тысячи беженцев из Луганской и Донецкой областей. Им помогают в основном волонтеры, они же собирают помощь для армии.
С 12 марта проезд в маршрутках подорожал с 3 до 4-х гривен, поэтому горожане чаще стали пользоваться троллейбусом (1,5 грн.) и автобусами «обычных» маршрутов (2 грн.). В маршрутных такси для льготных категорий граждан выделяется одно место.
Также кременчужан уже много лет волнует состояние единственного моста, который соединяет две части города. Уже 25 лет стоит ребром вопрос о строительстве нового. Составлен проект, технико-экономическое обоснование, но дальше дело не двигается. Более того, в последнюю предвыборную кампанию никто из кандидатов эту тему даже не поднимал, хотя до этого мост постоянно возглавлял топ обещаний различных политсил.
При том, что и по размеру и по специфике наполнения местного бюджета Кременчуг не сильно отличается от Краматорска, в некоторых сферах жизнь здесь более комфортна.
Так, в городе ведется жилищное строительство – работают программы «Доступное жилье» и молодежное кредитование.
В 2014 году настоящей победой гражданских активистов стала смена руководства предприятия «Спецсервис Кременчуг». Это коммунальное предприятие занималось выловом бродячих животных.
Отловленных животных в нарушение всех законов убивали, не довозя до приюта, а тех, кого довозили, содержали в ужасных условиях без еды и воды. Граждане добились смены руководства предприятия, и теперь его возглавляют волонтеры, занимавшиеся защитой животных. Сейчас коммунальное предприятие занимается отловом животных, а общественные организации обеспечивают их стерилизацию.
Еще пару лет назад в городе была проблема с устройством в детские сады. Люди занимали очередь в отдел образования в пять утра, чтобы не получить отказа из-за нехватки мест. Сейчас, несмотря на то, что в некоторых районах в дошкольные учреждения перегружены, можно записаться в очередь по интернету тогда, когда удобно.
В школах и детсадах, как и у нас, родителей подключают к «добровольно-принудительной» благотворительной деятельности в пользу образовательного учреждения. «Тарифы» в каждом заведении свои, и в среднем составляют 30 гривен. Больше нареканий у родителей вызывают «вступительные» в детсад. Как правило, папам и мамам на руки выдается список вещей, необходимых учреждению: краска, моющие средства, постельное белье. Покупки по списку обходятся до 500 гривен.
Дрогобыч – снизили тарифы на проезд
Город во Львовской области, как говорил когда-то о Краматорске мэр Кривошеев, «не первый, но и не второй». По меркам области – крупный (78 тысяч населения), в 50-е был центром одноименной области.
Дрогобыч был основан на солевых месторождениях и начал бурно развиваться в индустриальную эпоху, когда в регионе обнаружили нефть.
И поныне здесь расположен один из трех техникумов, выпускающих специалистов нефтегазовой отрасли. Да только его выпускникам в регионе найти работу по специальности почти невозможно: месторождения истощились, нефтяные заводы давно ничего не производят и используются только как хранилища.
С машиностроением (когда-то славились дрогобычские краны и газовое оборудование) - еще печальнее. После тяжелой борьбы за существование в 1990-е заводы выкупили российские фирмы. Смена собственника привела к тому, что предприятия остановились окончательно. Похожая схема применялась на краматорском цементном и металлургическом заводах.
Большая часть трудоспособного активного населения города ездит на заработки в Польшу и Чехию – благо это недалеко, а остальные заняты либо в бюджетной сфере, либо в мелком бизнесе.
Но, несмотря на отсутствие работы, цены на недвижимость в городе заметно выше, чем в том же Кременчуге. Трехкомнатная квартира стоит от 40 тысяч долларов.
Бюджетную сферу Дрогобыча постоянно оптимизируют. Недавно предложили после 15.00 закрывать детские сады, оставляя только дежурную группу. В этом году также планируется оптимизация: закроют три школы, онко- и кожвендиспансер. Врачей и некоторое количество коек переведут в больницу соседнего Стебника.
Со скандалом прошло недавнее повышение цен в общественном транспорте. Сначала цену подняли с двух до трех гривен, но через пару недель исполком пересмотрел его в сторону уменьшения до 2,5 грн., мотивировав это тем, что курс гривни к доллару стабилизировался. Перевозчики, в свою очередь, пригрозили снять автобусы с маршрутов, которые пользуются меньшим спросом. В маршрутках Дрогобыча, к слову, первые четыре места предназначены для тех, кто имеет право на бесплатный проезд, – никто другой туда не садится. Поэтому вопрос «льготники есть?» на остановках не звучит – все и так видно.
В городе часто случаются перебои с водой: облэнерго время от времени отключает местный водоканал от электроснабжения за неуплату. Нормальному водоснабжению не способствует и состояние водопроводных и канализационных сетей: часть из них не обновлялась еще со времен Польши и даже Австро-Венгрии. При этом тариф на водоснабжение и водоотведение в Дрогобыче ниже, чем в Краматорске: 6,5 против 9,66.
Дрогобыч очень красив и уютен, хоть и выглядит несколько запущенным: дороги здесь не ремонтируются, старинные здания реставрируются редко.
Зато в городе очень много храмов – как старых, так и новых. Церковь вообще играет немалую роль в жизни горожан. При храмах создаются курсы и клубы по интересам, здесь собирают помощь нуждающимся, организовывают паломничества и экскурсии.
Овруч – площадь Ленина стала Соборной
Небольшой городок в Житомирской области – центр самого большого района в Украине. Здесь проживает 17 600 человек.
В городе работают три школы и одна гимназия, есть семь детсадов. Питание в школах до 2015 года было бесплатным (льгота связанна с близостью города к Чернобыльской зоне), а сейчас нет никакого. Питание в детсадах - 21 гривня: на 60% оплачивается из бюджета, и на 40% родителями.
Недавно здесь возобновил работу комбинат по производству сгущенного молока, что даст городу дополнительно 600 рабочих мест.
Последнее решение горсовета относится к переименованию центральной площади Ленина в Соборную. Это городу ничего не стоило, так как нет зданий, закрепленных за этим адресом. К концу 2015 года планируется переименовать еще 20 «красных» улиц, но только если на это останутся деньги в бюджете. Пока по этим вопросам проводятся общественные слушания, а граждане относят свои предложения в специальную урну, установленную в исполкоме.
Кстати, памятник Ленину здесь сняли недавно - в 2014 году. Сняли цивилизованно - решением исполкома, чтобы предотвратить общественные беспорядки.
Сейчас бронзовый истукан лежит в коммунхозе.
Благодарим за помощь в подготовке материала журналистку газеты «Кременчугский Телеграф» Татьяну Донченко, редактора интернет-газеты «Майдан» Леонида Гольберга (Дрогобыч), заместителя городского головы Овруча Андрея Гуденко