Дисциплина начинается с руководителя

 

Без соблюдения правил внутреннего распорядка сложно построить эффективный коллектив. Но и слишком жёсткая дисциплина может сыграть «в минус» работодателю. Строгий режим, как правило, не способствует созданию благоприятной атмосферы в коллективе. Мы решили выяснить, к какой модели больше склоняются руководители городских предприятий.

Вход на работу только со смартфоном

В «ПриватБанке» с дисциплиной строго. Например, работникам банка запрещено курить ближе, чем в тридцати метрах от отделения, нарушать корпоративный вид (черный низ, белый верх) и грубить клиентам или коллегам.

«У нас в «ПриватБанке» существует Кодекс корпоративной этики, - рассказывает руководитель отделения Ваге Мимоконян. – Все сотрудники должны изучить его и соблюдать.

У всех наших работников есть смартфоны, на которых установлено приложение Табелирование. Приложение фиксирует (с помощью QR кода ) время, когда сотрудник включил компьютер и открывает доступ к программному комплексу «ПриватБанка». Программа также фиксирует, когда сотрудник покинул рабочее место.

Лучшие работники массовых профессий (кассиры, экономисты) каждый месяц получают вознаграждения – фотоаппараты, пылесосы и другие приятные подарки.

Также у нас есть система бонусов. В зависимости от качества работы руководитель отделения распределяет бонусы между сотрудниками.

А вообще, основной упор делается на самодисциплину. Я думаю, что любой работодатель ценит сотрудников, которые понимают возложенную на них ответственность и качественно выполняют свою работу».

Разговоры о личном запрещены, а чай – в специальное время

В Ювелирном доме «SAGA» существует коллективный договор, в котором прописаны правила внутреннего распорядка на предприятии. При принятии на работу каждый сотрудник знакомится с этим документом.

Сотрудникам Ювелирного дома запрещается в рабочее время пользоваться мобильными телефонами.

«Правда, если у человека есть уважительные личные обстоятельства, то руководство может пойти на уступки и разрешить разговоры по телефону, - рассказывает инспектор по кадрам Людмила Орлова. – На рабочих местах запрещено пить кофе или чай. Для этого у нас есть две пятнадцатиминутные паузы – одно до обеда, вторая – после.

Кстати, в это же время можно поговорить по телефону и выйти на перекур. Курить на территории Ювелирного дома можно только в перерывах и в специально отведенном месте».

К тому же запрещается пользоваться интернетом для личных целей.

«На предприятии повсюду установлены камеры видеонаблюдения, поэтому руководство может легко отследить, чем занимаются сотрудники в рабочее время, - говорит инженер по организации управления производства Виктория Русинова. – Также у нас запрещено покидать территорию предприятия в рабочее время. Выйти по личным делам можно только по разрешению директора.

Рабочий день у нас начинается в 8 утра. К этому времени все сотрудники должны пройти пропускной пункт, переодеться и начать работу. За опоздания предусмотрены штрафы. Минута опоздания приравнивается к часу рабочего времени, две минуты – к двум часам.

Что касается рабочих моментов, то тут важно соблюдать сроки, комплексность и качество. По этим показателям руководство решает, поощрять ли сотрудника премией или наказывать».

«Рабы работают плохо!»

Так считает директор завода автогенного оборудования «Донмет» Владимир Сергиенко.

«Конечно, у нас есть правила, касающиеся дисциплины, - говорит Сергиенко. – Но главное – не это. Человек должен сам осознавать, что от него в какой-то мере зависит успех предприятия. Сотрудникам нужно давать определенную свободу, но при этом объяснить, что все нужно сделать качественно и в срок. Я считаю, что рабы работают менее эффективно, чем свободные люди.

Что касается нашего завода, у нас запрещается только курение. Проблем с опозданием у нас практически нет: сотрудников привозит и увозит наш автобус. Наши работники могут свободно общаться по телефону, заходить в интернет в личных целях. Главное, чтобы они хорошо выполняли свою работу».

«Курить можно три раза в день»

В сети супермаркетов «Арбат» тоже есть ряд дисциплинарных требований к своим сотрудникам.

«В наших магазинах продавцам запрещено находиться не в своих отделах, - рассказывает заместитель генерального директора Роман Большаков. – Например, продавец-консультант ликеро-водочной продукции не должен находиться в колбасном отделе.

Курить можно только три раза в день. Причем каждый раз курящий человек должен отметиться у охранников. Если работник решит покурить в четвертый раз, то его просто не выпустят. Точно так же нужно отмечаться у охранников, если ты выходишь в туалет или на обед.

Телефонные разговоры в торговом зале запрещены. Все сотрудники оставляют свои телефоны в раздевалке. Конечно, если продавец или кассир ждет важного звонка, то он может оставить телефон у начальника охраны или у старшего кассира.

За опоздания у нас предусмотрены штрафы. Конечно, руководство принимает во внимание уважительные причины».

Руководитель должен начинать с себя

Психолог Инна Бойко рассказала о том, что влияет на общую дисциплину в коллективе

«Дисциплина всегда начинается с руководителя, и никакие инструкции, корпоративные кодексы, штрафы, общественные порицания и вызовы «на ковер» не помогут, если сам руководитель отказывается им следовать, - говорит специалист. – Если начальник опаздывает – возмущения по поводу разовых и массовых опозданий сотрудников не дадут никакого эффекта. Если руководитель сам работает спустя рукава, то, естественно, производительность труда падает.

Руководитель задает общий тон, стиль, делает погоду, наконец. На его мнение опираются, а на поведение ориентируются.

Дисциплина требует постоянного внимания и поддержки, учета и контроля. На первый взгляд люди – сложный материал для учета, поскольку в них очень много субъективного. Но отбросьте эмоции, то есть интересуйтесь не внутренним миром, а лишь одним поведением, причем поведением, имеющим отношение исключительно к трудовой дисциплине. Правила же поведения всегда простые.

Время, речь, дресс-код

Время

Для поддержания дисциплины учитывайте в первую очередь время. Знакомая картина – сроки выполнения работ регулярно отодвигаются, все работают допоздна, устают и жалуются. И может показаться, что объем работ нечеловеческий. А что на самом деле? Подойдите к мониторам – все сидят «Вконтакте» или в «Одноклассниках». Прислушайтесь к телефонным разговорам: «Все как обычно… Ты ел?... Давно тебя не видела… Почему ты так со мной разговариваешь?». Позвоните на внутренний телефон сотрудника – молчит. Выясняем: курит или обедает.

Учет времени всегда покажет, насколько загружен персонал. Время – самый объективный и нейтральный показатель происходящего. Поэтому все временные нормы должны исполняться обязательно: пришел, ушел, обещал – сделал, не успел – предупредил. Если сотрудники уважают время – все идет по плану. Если со временем непорядок – надо что-то менять.

Дресс-код

Униформа врачей, монтажников, менеджеров по продажам – это само собой разумеется. Если вы работаете в офисе, то подойдет классика жанра – белый верх, черный низ, закрытые плечи и декольте. Принимая во внимание, что главная тенденция дресс-кода последних лет – либерализация, просто следите, чтобы все было аккуратно: волосы чистые, рубашки или водолазки свежие, начищенные ботинки.

Речь

Для того чтобы язык не стал врагом, за речью следят все, всегда и везде. К лингвистическим нарушениям дисциплины на работе традиционно относят ненормативную лексику.

Еще один важный критерий непорядка – это ложь. Обман даже по мелочам настораживает. Это означает, что сотрудники либо опасаются говорить правду, либо скрывают от руководства серьезные проблемы. И в том, и в другом случае ложь демонстрирует отсутствие доверия, а также возможность кризиса на предприятии в любой момент.

А как у них?

Главное – результат

Дисциплина в зарубежных компаниях

Американцы большое внимание уделяют и повышению квалификации своих работников. Обучение, по мнению американцев, способствует повышению дисциплины, индивидуальной трудовой отдачи и увеличению прибыли компании. 

Во Франции лучшей мотивацией к работе считают скользящий или гибкий график работы, вплоть до фриланса. В Швеции первостепенными ценностями являются дружба, партнерство и коллектив. Поэтому работодатели проводят тренинги, чтобы сплотить коллектив. На сегодняшний день многие шведские компании разрешают своим сотрудникам работать дома. Главное для работодателей не дисциплина, а результат.

 

Никакие инструкции, корпоративные кодексы, штрафы, общественные порицания и вызовы «на ковер» не помогут, если сам руководитель отказывается им следовать.

Каждый второй начальник в Украине уверен, что у него демократичный стиль руководства. При этом более 40% офисных сотрудников считают своего начальника тираном. Об этом говорят данные исследования, проведенные кадровым порталом Head Hunter.

Светлана Горулько

 

1 1 1 1 1
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter