Иконописец, известный в Европе, живет на Новом Свете

Как пишутся современные иконы, чем отличается иконопись от других видов изобразительного искусства и как затронул церковь мировой кризис - обо всем этом рассказывает краматорский мастер, иконописец Виктор Павлов
 
При слове “иконописец” нам почемуто вспоминается седая древность: Андрей Рублев, его знаменитая “Троица”, деревянные храмы... А между тем иконопись жива и сегодня, хотя в церкви рукописную икону встретишь нечасто – в основном литографии фабричного производства.
 
Старинные рукописные иконы стоят нынче недешево, а современные достать не так просто. Один из известных не только в Украине, но и за рубежом мастеров иконописи живет на Новом Свете.
 
- Вы верующий человек?
- Однозначно. Я человек верующий, православный. Хожу в храм на службы, исповедуюсь, причащаюсь, имею своего духовника. И я считаю, что если бы это было не так, иконопись была бы мне неподвластна – это не простое изобразительное искусство, а особое: чтобы написать икону, ее нужно чувствовать душой.
 
Иконописец Виктор Павлов: <Церковное искусство - особое, между ним и мирским искусством есть некая разделительная черта>
Иконописец Виктор Павлов: <Церковное искусство - особое, между ним и мирским искусством есть некая разделительная черта>
 
Невозможно писать иконы, не будучи сопричастным церковной жизни. А талант дается человеку от Бога. Раз Он помогает мне писать иконы, значит, Ему это угодно. И я надеюсь, что человек, придя в храм и видя написанные мною образы, сможет проникнуться духом православия так же, как я.
 
- Где вы научились иконописи?
- Я профессиональный художник, закончил Владимирское художественное училище в 1976 году. Там впервые и познакомился с иконописью, хотя мы проходили ее просто в курсе византийского искусства. Мастеров иконописи, естественно, в то время не выпускали. Близка к иконописи палехская техника написания миниатюр, которую мы изучали. Еще тогда произошел со мной случай, который был, очевидно, знамением свыше с указанием на мою будущую специальность.
 
Когда нас из училища гоняли “на картошку”, мой друг нашел прямо в грязи на дороге старинную икону Спасителя 17 века. И отдал мне. На ее обратной стороне есть надпись, говорящая, что “Спаса писать следует по этому образцу”. Очевидно, икона принадлежала какой-то иконописной школе. Она и до сих пор со мной. С тех пор я много раз писал Спаса, мне очень нравится этот образ. А заниматься только иконописью я стал примерно с 2000 года.
 
- Как вы стали не просто художником, а иконописцем?
- Краматорский благочинный отец Иоанн Устименко первым благословил меня на работу иконописца. Он сказал мне: “У тебя талант к иконописи от Бога, следовательно, ты и должен этим заниматься”. До того я занимался и другим бизнесом, а сегодня могу полностью отдаваться любимому делу.
 
- Чем отличается икона от простого рисунка на религиозную тему?
- Любая создаваемая икона должна быть благословлена Синодом или епархией, это не значит, что любой художник может создавать иконы на вольные темы. Еще в училище и вскоре после него я пытался писать иконы, но тогда старался привнести в образ что-то свое, импровизировать, стилизовать его по-своему. Это приводило к тому, что образ просто уродовался. Осознание этого пришло гораздо позже, с годами. В иконописи так работать непозволительно.
 
Есть каноны, которых нужно придерживаться. Церковное искусство – особое, между ним и мирским искусством есть некая разделительная черта. Многие считают это неправильным, западные мастера при написании икон используют реалистическое письмо. И у нас стало модно использовать в церквях иконы западного образца. Например, над Царскими Вратами вешают репродукцию “Тайной вечери” да Винчи. Но сегодня идет возрождение духа традиционной русской, Восточной церкви и иконы следует писать именно по византийским образцам. Ведь, например, текст Литургии не меняется сотнями лет, и никому не позволено его менять, так как он каноничен.
 
- В каких городах вы работали?
- Храмовую роспись мы делали в Славянске, в Донецке, Дружковке, в Ясиновке, пригороде Макеевки, приходилось работать в Польше: на Холмщине, в Белостоке и Гайновке. Там, кстати, православных храмов не меньше, чем католических. Сейчас расписываем храм в Константиновке.
 
- Как пишется современная икона?
- В начале подбирается дерево, как правило - это липа. Кипарис лучше, но у нас его нет, а привозить из Греции, например, слишком дорого. Доски сушатся до десяти лет и более. Чем дольше, тем лучше. Затем на иконной доске делается легкая насечка, наклеивается рыбьим клеем льняная паволока - подобие марли. Наносится слой грунта, сверху левкас - раствор из мела и клея - и делается пробелка. После этого поверхность выравнивается с помощью пемзы, шпаклюется, затем производятся рисунок и прорезь под роспись с золочением, причем используется настоящее сусальное золото.
 
Пишется икона прозрачными жидкими красками на воде. Именно такие краски придают образу объем, глубину и некую воздушность. Одна икона пишется обычно около месяца, причем подготовка занимает столько же времени, сколько и непосредственно письмо. Если икона небольшая, например, аналойная, 30 на 40 сантиметров, то пишется она дней десять. При условии, что писать ее постоянно, уделять ей все время. Любая икона пишется с молитвой. Иногда заказчики торопят, и тогда технология нарушается, ну и качество, естественно, страдает.
 
- Мировой кризис как-то затронул церковь?
- Он затронул всех, иначе и быть не могло. Когда нас приглашают расписывать храм, батюшка ведь платит нам не из своего кармана: есть богатые люди, промышленники, директора предприятий, которые охотно жертвуют на церковь, поддерживают ее материально. На деньги этих благотворителей, или как сегодня говорят, спонсоров, ведется и строительство храмов. А кризис ударил по ним, по производству, и они сейчас испытывают затруднения. А следовательно, испытывает их и церковь.
 
Задерживается и останавливается и строительство, и роспись, все, что требует затрат. Сегодня церковь молится как за то, чтобы экономическое положение в стране улучшилось, так и за здоровье своих благотворителей.
 
- Есть ли у вас ученики и где вообще можно обучиться иконописи?
Ученики у меня есть - восемь человек. Вся бригада, с которой мы расписываем храмы, - мои ученики. В каждого я вкладываю свои знания и свой опыт. И было их у меня уже много. А научиться иконописи сегодня в Украине нельзя, школ иконописцев нет нигде, даже при епархиях. Нет их и в России. Я писал иконы еще с 70-х годов, сегодня они есть даже в Германии.
 
Знаю многих художников, которые смогли бы помочь в организации школы иконописи, сам готов возглавить ее или преподавать в ней. Если бы мы стали первыми - это было бы здорово. Но - возникают проблемы материального плана. Ведь школу надо на что-то содержать. Вот если бы нашелся спонсор, готовый на это. А это возможно только на базе крупного предприятия, такого, например, как НКМЗ, или в крупном городе, например, Донецке. Пока это не реализовано, а жаль: ведь время идет, старые мастера уходят из жизни, и их талант уходит вместе с ними.
 
Факты
Сегодня нет ни одной школы иконописи ни в Украине, ни в России Для золочения икон используется настоящее сусальное золото Одна икона пишется около месяца Доска, на которой пишется образ, должна сохнуть десять лет!
 
Был такой случай
Одной женщине явилась Пресвятая Богородица и сказала, что на определенном месте должен быть построен храм. Женщина видению не поверила, и батюшка, к которому она обратилась, - тоже. Тогда Богородица явилась женщине еще дважды, в третий раз с Николаем Чудотворцем, который сказал, что если она не послушается и не убедит батюшку построить храм, то потеряет речь. Так и произошло. Только тогда батюшка поверил, и на том месте, где указала Матерь Божия, заложили храм. Тогда к женщине вернулась способность говорить. В честь этого явления была создана новая икона Божией Матери.
 
Таким образом, появление новых икон – это не человеческое творчество, а Промысел Божий, когда Он сам указывает нам, какая икона должна быть воссоздана.
1 1 1 1 1
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter