Супермаркеты сменили ориентацию

Выжить в кризис супермаркеты решили за счет кошельков покупателей среднего класса
 
кризис и торговля
Влияние на нашу жизнь мирового финансово-экономического кризиса становится все более заметным. Вслед за промышленными предприятиями с трудностями сталкиваются и сети розничной торговли. В условиях нестабильности гривни и роста процентной ставки по кредитам их владельцы терпят миллионные убытки. Однако в краматорских супермаркетах пессимизм не так очевиден. Здесь уже не столь многолюдно, как раньше, да и прилавки не блещут изобилием товара. Поговаривают даже, что некоторым придется закрыться. Тем не менее, о значительном обвале закупок и продаж никто не говорит.
 
“Велика кишеня”
Дата открытия в Краматорске - 14 апреля 2007 года
“Разговоры о нашем закрытии - только слухи, - утверждает управляющая супермаркетом Ирина Коваль. - Да, проблемы есть, но не только у нас. Поставщики, работающие с заграницей, не могут ввозить товар в Украину из-за нестабильного курса доллара, поэтому некоторые импортные продукты “вымываются” из ассортимента: дорогие сорта сыра, замороженные в пакетах овощи и др.
 
У ряда производителей себестоимость товара уже выше, чем нынешняя цена продаж, и им невыгодно поставлять его. Мы удешевляем ассортимент за счет развития собственных торговых марок - “Хит-продукт” и “№1”, товары которых на 1-2 грн. дешевле, чем у других производителей. Наценка на них - минимальна.
 
Во время кризиса стало меньше покупаться дорогого спиртного. Зато больше продается товаров социальной направленности. Некоторые прилавки пустуют, но связано это с перепланировкой торгового зала. С 15 января все цены здесь были снижены до уровня отпускных и отменен дисконт, но с этой недели действие дисконта восстановлено.
 
“Восток Украины, как промышленный регион, наиболее пострадал от экономического кризиса, и наша компания решила изменить формат магазина в Краматорске: теперь любая единица товара будет продаваться в розницу по оптовой цене”, - заявила Ирина Коваль.
 
 
“Бум”
Дата открытия в Краматорске - 27 апреля 2007 года
В числе “антикризисных” мероприятий сотрудники ООО “Буммир” называют внедрение еженедельной акции “Народная цена”, распространяющейся, в основном, на товары первой необходимости.
 
В целях экономии средств покупатели стараются тратить деньги не на дорогие деликатесы, а на более доступный по цене товар - спрос на него даже вырос. Количество касс не уменьшилось, в период наплыва покупателей работают все.
 
Если на некоторые группы товаров цены и выросли, то это произошло по не зависящим от предприятия причинам: новые условия диктуют поставщики. Судя по откликам покупателей, явного дефицита на тот или иной товар не наблюдается. Что до дисконта по картам “Жизнь - малина”, устанавливать его по схеме “скидка с каждой единицы товара” предприятию не выгодно даже в нынешних условиях. Поэтому здесь по-прежнему скидки начинаются от 60-ти грн. за покупку.
 
 
“Абсолют”
Дата открытия в Краматорске - 26 декабря 2005 года
Этот супермаркет тоже организовал продажу дешевых товаров за счет создания собственной торговой марки “А1”, где цены на 20-25% ниже, чем у других производителей.
 
“Сейчас стало больше продаваться собственной выпечки, - говорит менеджер сети Елена Сумская . – Не скажу, что сильно упал спрос на колбасу и мясопродукты, но рыбы и рыбных блюд сейчас покупается больше. А вот ассортимент дорогих сортов хлеба, элитного алкоголя и сыров пришлось сократить”.
 
Сокращения персонала нет. Был недобор, но когда из 12-ти касс решено было оставить 8, надобность в заполнении вакансий отпала. Причиной сокращения касс названо переформатирование торгового зала. Под ярлычкам и “Абсолютно низкая цена” продается более 200 дешевых товаров. Есть скидки к Дню святого Валентина, действует дисконт.
 
 
“Арбат”
Дата открытия в Краматорске - 3 декабря 2005 года
Упал спрос на дорогой импорт. С некоторыми поставщиками договора корректируются, так как они предлагают сокращать отсрочки платежа. Главный акцент - на продаже доступных по цене товаров повседневного спроса. Появился недорогой, но качественный товар торговой марки ARO (Германия), известной посетителям сети Metro.
 
Поток покупателей снизился, но объем продаж остался прежним, в основном - из-за возросшего спроса на дешевые группы товаров, сельдь, яйца, кондитерские изделия, овощи, сахар и крупы. Продажа пива и слабоалкогольных напитков выросла на 50 процентов.
 
“Некоторые супермаркеты устанавливают скидки на товар. Но, во-первых - это разовые акции; во-вторых, они рассчитаны на то, что, придя за дешевыми яблоками, человек купит и другой товар, который будет стоить дороже, чем в других магазинах; в-третьих - за этими акциями часто скрывается торговля залежалым товаром”, - считает руководитель коммерческой службы Елена Кудрина.
 
Из-за возросших процентов по кредитам и подорожания коммунальных услуг впервые пришлось отказаться от ряда социальных программ.
 
 
“ЭКО-маркет”
Дата открытия в Краматорске - 1 ноября 2007 года
Продукты социального значения продаются с минимальной наценкой - их более 100 наименований. Отыскать этот товар на прилавках помогают яркие синие ценники.
 
Хорошо зарекомендовало себя введение с декабря 10%-ных скидок для пенсионеров. Под желтыми ценниками находятся товары, участвующие в еженедельной “Промо-акции”.
 
К примеру, на этой неделе апельсины здесь можно купить на 3 гривни дешевле, чем на прошлой, при этом вес покупки значения не имеет. К Дню Святого Валентина обещаны скидки на шампанское, свежую клубнику и сливки, конфеты и живые розы.
 
Если со дня открытия здесь работала 21 касса, то с января - 15. Здесь тоже говорят о перепланировке зала, но вместе с тем организованы отдельная касса для обслуживания инвалидов и экспресс-касса для мелких покупок.
 
Неделю назад наблюдались перебои с сигаретами. К сегодняшнему дню консенсус с поставщиками достигнут, и боксы с табачными изделиями снова полны. По словам директора супермаркета Марины Саврасовой, если поставщики сейчас и уходят с рынка, то только мелкие. Остальные и в этих условиях работают стабильно.
 
 
“Амстор”
Дата открытия в Краматорске - 22 августа 2008 года
Этот супермаркет тоже повернулся лицом к среднему потребителю. Как рассказали сотрудники, в поддержку популяризации социально значимых товаров с минимальной торговой наценкой в эти дни проходит акция “Заощаджуй з “Амстором” - це вигідно!”. Ее участники - товары ведущих украинских и мировых производителей, а также собственных торговых марок.
 
Для привлечения покупателей 7 февраля проводилась акция “Подарок за копейку”, по условиям которой подарок (от печенья до курицы) получил каждый покупатель, совершивший покупку от 50-ти грн. Владельцы дисконтных карт экономят до 15% при покупке определенного количества товара. В акции “Счастливые часы” ежедневно утром и вечером экономятся еще 3% средств на всех покупках. Оправдывают себя и “карты покупателя” с 4%-ной скидкой для работников КЗТС, НКМЗ и ЭМСС.
 
цифры
С октября 2008 года убытки 6-ти крупнейших на рынке ритейлеров (торговых компаний) превысили 800 млн. грн. Они готовы ограничить розничную наценку на социально значимые продукты 10-ю процентами в обмен на рефинансирование от государства в размере 2,8 млрд. грн. сетей Fozzy, “Фуршет”, “Велика кишеня”, “АТБ-маркет”, “Экомаркет”, “Пакко”, “О`кей” и “Таргет”. Переговоры с правительством по этому поводу уже ведутся.
 
Говорят покупатели
Светлана Васильевна, работница НКМЗ: - Раньше в супермаркетах очереди были по 15 человек на кассе, а теперь в час пик стоят человек 5, не больше. Когда часть касс закрывается - это очень неудобно.
 
Наталья, студентка ДГМА: - Среди акций непонимаю почасовой для пенсионеров. Особенно когда они не успевают выстоять в очереди к кассе из-за того, что соседние не работают, и лишаются скидки.
 
Виталий, замдиректора коммерческой фирмы: - Временами исчезает водка в бутылках 0,75 л и 1 л, а ведь на этих емкостях людям можно экономить. Дефицитом становятся средства для посудомоечных машин, водка “Зеленая марка”, кабачковая икра “Чумак”.
 
Павел Игнатьевич, пенсионер: - Акциям не верю. Люди стараются тратить деньги на самое необходимое, а супермаркеты за счет своих скидок чаще всего им брак подсовывают.
 
Егор Дмитриевич, работник СТО: - Если перестать покупать дорогие продукты,
можно и не голодать, и экономить. Я хожу со списком, и лишнего не покупаю. Раньше покупки были на 200 гривен, теперь наполовину дешевле.
 
Полезный опыт
В гипермаркете “Караван” начала внедряться новая технология борьбы с очередями. К покупателям, стоящим в очереди к кассам, подходят сотрудники супермаркета и сканируют товары в тележках, складывая их в специальные пакеты. Когда весь товар упакован, пакет герметично запечатывают и наклеивают на него единый штрих-код с указанием общей суммы покупки. На кассе сканируется только этот штрих-код.
1 1 1 1 1
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter